Погода:
Ошибка!
Контакты
Ещё информации
155120 Ивановская область, п.Лежнево, ул.Октябрьская д.32

Тел: 8(49357) 2-12-04
Факс: 8(49357) 2-18-95

  

 

Телефон: 8(49357) 2-12-04
Бухгалтерия: 8(49357) 2-18-95
Факс: 8(49357) 2-18-95
Объявления
Все анонсы
Свободные земельные участки на территории Лежневского муниципального района, планируемые к продаже в собственность посредством проведения аукциона
20 апреля 2022
Свободные земельные участки на территории Лежневского муниципального района, планируемые к продаже в собственность посредством проведения аукциона
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 
Расскажите </span >о проблеме
Написать сообщение

 

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

 

 

Туризм

Культурное наследие Лежневского района.

В «Золотом кольце России» на пути между Ивановым и Суздалем одним из самых крупных населенных мест является поселок городского типа –  центр Лежневского муниципального района Ивановской области.

В XVI веке Лежнево уже было богатым торговым селом и числилось дворцовым, то есть принадлежащим самому царю. Росту и развитию поселения способствовало его чрезвычайно выгодное и удобное положение на берегу реки Ухтохмы, на перекрестке семи дорог на Владимир и Москву, Шую и Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Нерехту. Путешественников привлекала возможность отдохнуть в тепле на постоялых дворах, пообедать в харчевнях, а то и устроить привал на лугах у реки, с костром и ухой, отсюда и название села.

Первое упоминание о Лежневе относится к концу XVI века, возникло же селение много раньше. Известно, что во время мон­голо-татарского нашествия в 1239 году было сожжено село На­зарьево – нынешняя левобережная часть Лежнева.

Есть в истории Лежнева такая веха - 1588 год. Именно тогда царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного) пожаловал село Лежнево с окрестными деревнями своей родственнице, Марии Владимировне, дочери князя Владимира Андреевича Старицкого. Жалованная грамота на Лежнево, датированная 1588 годом, на сегодняшний день является первым официальным письменным упоминанием этого села.

После Марфы в Лежневе сменялся один хозяин за другим. С 1622 г. селом владел боярин, князь Иван Борисович Черкасский. После него – думный дьяк Михаил Волошенский. Затем, по очереди, представители дворянского рода Пушкиных: Григорий Гаврилович, его брат Степан Гаврилович, сын Степана Гавриловича Матвей, внук Федор Матвеевич.  Великий русский поэт А.С. Пушкин был их прямым потомком.

Селом также владели князь Василий Михайлович Голицын, известный русский дипломат Артамон Сергеевич Матвеев (кстати, уроженец Луха), князь Федор Федорович Куракин, его дочь Аграфена Федоровна, князь Юрий Юрьевич Одоевский, потом - князь, фельдмаршал Василий Владимирович Долгорукий. В руках семьи Долгоруких Лежнево и оставалось до отмены крепостного права в 1861г.

В 1918г. село вошло в состав вновь образованной Ивановской области, в 1925г. было переведено в разряд поселков городского типа. 1 января 1932г. постановлением Президиума ВЦИК Лежневский район был образован как административно-территориальная единица. Но по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963г. «Об укрупнении сельских районов, образованием промышленных районов и изменении подчиненности районов и городов Ивановской Области» Лежневский район был ликвидирован. И только 28 августа 1985г. по ходатайству исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов и с учетом пожеланий местного населения Указом Президиума Верховного Совета РСФСР вновь был восстановлен.

В годы Великой Отечественной войны лежневцы до­блестно сражались на фронте, трудились в тылу. 8546 наших земляков были призваны на фронт, почти три тысячи остались на полях сражений. Более трех тысяч солдат и офицеров отмечены боевыми наградами. Лежневская земля воспитала шесть Героев Советского Со­юза. Это - С. Н. Соколов, С. М. Курнаев, В. М. Горелов, В. М. Грязное, А. К. Кувшинов, П. П. Ярцев.

В 2015 году Лежневскому району исполняется 30 лет. Он  занимает территорию в 772,5 кв.км. Хорошо развита в районе культурная, экономическая и политическая структуры. Повышению репутации района способствует расширение работ по газификации, проведению водопроводов, сети скоростного интернета, мобильных телесистем в  поселениях района.

Лежневцы ценят народное творчество, гордятся художниками: Харчевым Н.В, Козловым А.И., Богатовым И.А., с благодарностью вспоминают людей, оста­вивших большой след в истории района, поселка. Это «Почетные граждане Лежневского района»: Писарчук М.В.- бывший начальник РОВД, заслуженный врач России П.Т. Жуков; Журавлев Д.А.- бывший директор лесопункта; Семенов В.М.- бывший директор Лежневской прядильно-ткацкой фабрики, Копошилов Н.И.- врач районной больницы, Гамзин Н.С.-бывший председатель колхоза им. Мичурина  и многих других людей, чья деятельность благотворно отразилась на жизни рабочего поселка и района.

ТУРИЗМ

В Лежневском районе каждое поселение имеет свои объекты туристического показа:

- Памятник А. С. Пушкина в центре поселка, установленный скульптором-самоучкой К. Г. Ники­форовым к 150-летию со дня рождения знаменитого писателя.

- Дом и его убранство народного умельца П. М. Ишкина являются шедевром деревянного зодчества.

- Примером  гражданской постройки провинции с декором в стиле позднего классицизма является здание бывшей Земской больницы.

- Храмовый комплекс в самом центре поселка, состоявший из трех церквей: летней Казанской церкви, зимней Рождества Христова и Троицко-Знаменской Церкви.

- Красивая и стройная колокольня Знаменского собора, ознаменовавшая победу России в Отечественной войне 1812г.  

- Величественный Покровский собор был построен 25 мая 1911 г., к которому была приписной Никольская церковь.

Округа поселка Лежнево славится, во-первых, домом-музеем Горностаевых,  расположенным в центре села Телегино, недалеко от ткацко-прядильной фабрики. Характерный образец сельского усадебного дома периода эклектики, архитектура близка городским купеческим постройкам этого времени.

Во-вторых, знаменитой церковью Спаса Всемилостивого (обыденное название Спасская церковь). Она возведена в 1760 году по заказу владельца села князя В. О. Гундорова и прихожан. Пример небольшой культовой постройки с традиционной композицией и декором, в котором присутствуют локальные черты архитектуры северной части Владимирской земли.

В-третьих, Церковью Тихвинской Иконы Божьей Матери в селе Афанасово, построенной в  1832 году в честь архистратига Михаила. Здание производит волнительное впечатление на каждого, кто его видит. Одетый в белые одежды, храм стоит на земле, но кажется, что парит над нею.

Обелиск героям-землякам, павшим в боях за Родину 1941-1945гг..

 

 

 

Поселок Лежнево.

Первое упоминание о Лежневе относится к концу XVI века, возникло же селение много раньше. Известно, что во время мон­голо-татарского нашествия в 1239 году было сожжено село На­зарьево – нынешняя левобережная часть Лежнева.

Фактически же люди поселились здесь значительно раньше. К концу XVI столетия Лежнево уже было богатым торговым селом и числилось дворцовым, то есть принадлежащим самому царю. Росту и развитию поселения способствовало его чрезвычайно выгодное и удобное положение на берегу чистой и быстрой реки Ухтохмы, на бойком перекрестке дорог на Владимир и Москву, Шую и Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Нерехту. В Лежнево можно было добраться и на легких стругах, кочах-плоскодонках с Волги по Оке, Клязьме и Уводи.  Этим путем чаще  всего и  пользовались  купцы, приезжавшие на здешние ярмарки два раза в год со своими товарами, для покупки скота и изделий местных мастеров. А славилась лежневская округа изготовлением тканей, изделий из дерева, глины, бересты. Местные ремесленники были известны также как искусные сапожники, кожевники, кузнецы. Занимались в этих краях и выделкой мехов.

Не случайно появилось и говорящее название села - Лежнево. По мнению специалистов, происходит оно от слов «лежка», «лежак», что значит «стоянка», «отдых», «привал». Путешественников на перекрестке дорог привлекала возможность отдохнуть в тепле на постоялых дворах, пообедать в харчевнях, а то и устроить привал на лугах у реки, с костром и ухой.

Итак, издавна жизнь бурлила на берегах Ухтохмы. В годы, когда село находилось во владении инокини Марфы, оно превратилось еще и в религиозный центр округи.  Кроме основанного Марфой монастыря Знамения Божьей Матери (просуществовал до 1764 г.), было построено еще несколько деревянных храмов.

После Марфы в Лежневе сменялся один хозяин за другим. С 1622 г. селом владел боярин, князь Иван Борисович Черкасский. После него – думный дьяк Михаил Волошенский. Затем, по очереди, представители дворянского рода Пушкиных: Григорий Гаврилович, его брат Степан Гаврилович, сын Степана Гавриловича Матвей, внук Федор Матвеевич. Великий русский поэт А.С. Пушкин был их прямым потомком.

Жители района по праву гордятся тем, что их земля связана с именем великого поэта. Их благодарные чувства выражены памятником А. С. Пушкину, установленным в сквере центра по­селка перед Троице-Знаменским ансамблем. Скульптуру из­ваял местный умелец-самоучка Кузьма Никифоров. Памятник был торжественно открыт в 1949 году.

Ежегодно на  Лежневской земле проходит областной поэтический фестиваль «Пушкин на все времена», который собирает   представителей более чем  из 20  районов и городов области.

Селом также владели князь Василий Михайлович Голицын, известный русский дипломат Артамон Сергеевич Матвеев (кстати, уроженец Луха), князь Федор Федорович Куракин, его дочь Аграфена Федоровна, князь Юрий Юрьевич Одоевский, потом - князь, фельдмаршал Василий Владимирович Долгорукий. В руках семьи Долгоруких Лежнево и оставалось до отмены крепостного права в 1861г.

На рубеже XV1I-XVIII веков село Лежнево больше походило на богатый посад. По документам здесь числились государственный соляной магазин и тридцать четыре купеческих лавки, много постоялых дворов, кабаков и трактиров, существовали ткацкие светелки и раздаточные конторы.

XVIII век отмечен для Лежнева дальнейшим расцветом торговой деятельности и активизацией строительства. Особенно были важны в застройке села церкви. Практически все лежневские храмы выросли на центральной площади. В 1725-1739 гг. возведена каменная церковь Рождества Христова, в 1745 г. – Казанская церковь.  Обе постройки финансировал местный богатый крестьянин А.П. Любимов.  На его же средства строится Знаменский собор женской обители, сменивший в 1745 г. старый деревянный храм (известный с 1712 г.).

Храм Рождества Христова построен в 1839-1851 годах в стиле позднего классицизма. Расположен на правом берегу реки Ухтохма, прямо в центре поселка. Комплекс состоит из двух храмов: летней Казанской церкви и зимней Рождества Христова. Казанская церковь находится в восточной части, храм Рождества Христова к западу от нее.

Храмовый комплекс, состоявший из трех церквей, возвышался над обширной речной поймой.  Градостроительная роль этого ансамбля еще более усилилась после того, как в 1823 г. над селом поднялась красивая и стройная колокольня Знаменского собора, высотой 76 м (без шпиля), с четырьмя циферблатами звонких часов по сторонам света и хорошим набором колоколов (самый крупный - весом более 500 пудов). Строительством колокольни жители Лежнева ознаменовали победу России в Отечественной войне 1812 г. 

Женский монастырь в с.Назарьево (сейчас - территория пос.Лежнево) был основан в конце 19 века при небольшой церкви, подобно многим окрестным обителям. Первым храмом монастыря стала Никольская кладбищенская церковь. Основным храмом села Назарьева являлась Покровская церковь. На территории монастыря было приходское кладбище (видимо, уничтоженное в советское время), где старанием крестьянина Семена Филипповича Неплохова в 1877 г и была построена ныне действующая Никольская церковь. Никольская церковь была приписной (к сельской Покровской) - службы велись по субботам и престольным праздникам причтом Покровской церкви.

Свято-Никольская женская община возникла в 1898 г при Никольской церкви. В 1901г. в общине числилось 35 монахинь и послушниц. Позднее был сооружен величественный Покровский собор (построен 25 мая 1911 г.), кельи, ограда, община была обращена в монастырь.

Военно-революционное лихолетье начала XX столетия внешне не слишком отразилось на жизни промышленного села. Лежнево в эти годы повторило судьбу многих населенных пунктов нашего региона. В 1918 г. село вошло в состав вновь образованной Ивановской области.

Примером гражданской постройки провинции с декором в стиле позднего классицизма является здание бывшей Земской больницы, в котором на сегодняшний день располагается отделение Скорой медицинской помощи.

Протяженным юго-западным фасадом больница вытянута вдоль улицы. Слева к этому фасаду примыкают ворота  с широким проездом и небольшими проходами по сторонам. Сооружена больница на средства местного фабриканта Кокушкина.

 

В годы Великой Отечественной войны лежневцы до­блестно сражались на фронте, трудились в тылу. 8546 наших земляков были призваны на фронт, почти три тысячи остались на полях сражений. Более трех тысяч солдат и офицеров отмечены боевыми наградами. Лежневская земля воспитала шесть Героев Советского Со­юза. Это - С. Н. Соколов, С. М. Курнаев, В. М. Горелов, В. М. Грязное, А. К. Кувшинов, П. П. Ярцев. В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в центре поселка воздвигнут Обелиск погибшим воинам-землякам.

 

 

Историческими памятниками культурного наследия также являются:

- Воинское кладбище, на котором захоронен 21 советский воин, умерший от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Один из бывших военных госпиталей находился в центре поселка, на сегодняшний день – это здание Лежневской средней общеобразовательной школы №10;

- Кладбище, где захоронены военнопленные из Германии, Италии, Австрии, Румынии и Японии.

Постепенно справляясь с экономическими и социальными  проблемами, Лежнево в 1925 г. было переведено в разряд поселков городского типа.   После образования Ивановской промышленной области (1929 г.) оно в 1931 г. стало одним из ее районных центров и в этом статусе пребывало до 1963 г. Затем Лежневский район был упразднен и сформирован вновь в  1985 г.

В районном центре Ивановской области – посёлке Лежнево -  расположен  Дом народного умельца Павлина Михайловича Ишкина.  Дом является шедевром деревянного зодчества, так как  похож на окруженный фигурами животных сказочный терем, где в каждую резную деталь вложена русская душа. Хозяин дома Павлин Ишкин вернулся тяжелораненым с фронтов Великой Отечественной войны, получил инвалидность. Чтобы содержать собственную семью, решил взять в руки резцы по дереву, чем определил дело своей дальнейшей жизни. Конечно, для начала был возведён новый дом для семьи, это подтолкнуло его к дальнейшей работе с таким пластичным и тёплым материалом, как дерево. Вырезал мастер из дерева наличники, предметы повседневного обихода, разнообразную мебель, утварь и многое другое. Домашний интерьер пополнился резной кроватью, стульями, горкой, шифоньером, сервантом, гардинами и даже ковром, на которых ни один рисунок не был повторяющимся. Народный умелец использовал одновременно технику рельефной и сквозной резьбы.

Уже много лет нет хозяина, а Дом-музей народного умельца Павлина Михайловича Ишкина по-прежнему красуется, поражая воображение, привлекая туристов и отдыхающих, являясь яркой достопримечательностью не только села Лежнево, но и всей Ивановской области.

По селам Лежневским.

Дом Д. Л. Горностаева расположен в центре деревни Телегино, недалеко от ткацко-прядильной фабрики. Он сооружен из дерева по заказу крупного местного фабриканта Д. Л. Горностаева. Характерный образец сельского усадебного дома периода эклектики, архитектура близка городским купеческим постройкам этого времени.

Бревенчатые стены, рубленые с остатком, поставлены на кирпичный подклет. Вытянутый, прямоугольный, одноэтажный дом покрыт вольмовой кровлей. С западной стороны расположен главный вход в виде вынесенной вперёд крытой террасы с лестницей. Нарядность внешнему облику дома придает пропильная резьба в наличниках окон и на досках, прикрывающих торцы бревен переруба. Резные подзоры украшают карнизы и свесы кровли.

Внутри дома сохранились три большие, облицованные белым изразцом печи. Печи топили до 1976 года. Пол настелен широкими, до 70 см шириной половицами, в некоторых комнатах сохранился паркет. По свидетельству старожилов, в части подвала находилась кухня, там была большая русская печь, подсобные помещения и комнаты для прислуги.

Вокруг дома располагались сад и парк. Сохранилась часть липовой аллеи, характерной для усадебных парков конца XIX – начала XX века. Территория парка была огорожена кованой оградой, от которой ничего не осталось.

Характерный образец сельского усадебного дома периода эклектики, архитектура близка городским купеческим постройкам этого времени. В советское время в здании располагалась начальная школа, а с недавнего времени в Доме Д. Л. Горностаева располагается клуб и библиотека.

 

Церковь Спаса Всемилостивого стоит на северной окраине села Клементьево в окружении жилой застройки. Она возведена из кирпича в 1760 году по заказу владельца села князя В. О. Гундорова и прихожан.

В настоящее время утрачены: шатровая колокольня, барабан и глава храма; трапезная надстроена деревянным вторым этажом. 

Пример небольшой культовой постройки с традиционной композицией и декором, в котором присутствуют локальные черты архитектуры северной части Владимирской земли.

В 30-е годы XX века церковь разрушили: уничтожили шатровую колокольню, барабан и главу храма. Храм не действует.

 

Всего в семи километрах от Лежнева на левом берегу реки Вязьмы расположилось село Афанасово. В 1832 году здесь был построен храм в честь архистратига Михаила (Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери). Здание производит волнительное впечатление на каждого, кто его видит. Одетый в белые одежды, храм стоит на земле, но кажется, что парит над нею. Но храм не всегда был таким величественным.

Время первоначального основания в селе Афанасове церкви неизвестно, но, несомненно, она существовала уже в XVII столетии. Точные же исторические известия о церкви относятся лишь к началу XVIII столетия, а именно: в церкви до настоящего времени сохранились расписки причта в получении денег из Суздальского казенного приказа и письма от священников села, повенчание браков от 1707, 1709, 1716 и 1719 годов на имя «попа Архангельской, в селе Афанасьеве, церкви Василия».

В 1756 году в селе была построена новая деревянная церковь, которая существовала до 1832 года; «в означенном же году, старанием помещика капитана Ивана Степановича Меркулова и прихожан, построена ныне существующая каменная церковь». Престолов в церкви два: в честь Архангела Михаила и в пределе – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

К настоящему времени утрачены главка храма и верх колокольни. Эта церковь – характерный пример сельского приходского храма в стиле позднего классицизма, отличающегося монументальностью форм и строгостью фасадного декора. Объёмная композиция храма типична для подобных зданий.

Службы в церкви Михаила Архангела справляли до 1937 года. В 1937 году церковь закрыли, и затем разорили. Некоторое время храм был перестроен под гараж, тогда же была разрушена звонница. Ничего не осталось и от кирпичной ограды с металлическими коваными решетка ми, окружавшей церковь.

Чудотворная икона Архангела Михаила пропала, а, возможно, погибла. С 1998 года и по сей день церковь восстанавливают, ведутся реставрационные работы.

 

По соседству с селом Афанасово располагается не менее живописное село Смердово. Там на западной окраине села, вблизи кладбища, располагается  Храм Троицы Живоначальной.

Кирпичный храм был сооружён на средства купца первой гильдии В. А. Кокушкина и прихожан в 1831-35 годах на месте деревянной церкви 1753 года постройки; колокольня возведена в 1863 году. Тёплые приделы Казанской Богоматери и Иоанна Воина устроены в 1840. Этот храм - пример распространённого типа центрического храма с крупной ротондой в завершении и декором в стиле позднего классицизма.

Колокольня интересна стилизацией форм раннего классицизма.  Масляная роспись в куполе и верхнем ярусе стен в стиле модерн типична для начала XX века. В восточной части свода изображена "Новозаветная Троица", между окнами барабана - евангелисты. На южной и северной стенах расположены распространённые в это время сцены - "Сошествие Святого Духа" и "Ветхозаветная Троица", на западной стене — более редкая для этого периода композиция "Моисей получает скрижали завета".

В 1930 году церковь закрыли, потом разорили, обезглавили. После в церкви разместили сельский клуб, затем использовали, как склад.

В советское время закрытый храм разрушался, службы в нем не проводились. В настоящее время не действует.

 

На старинном пути Суздаль – Лежнево – Шуя, между Лежневом и Шуей расположено красивое и  древнее село Хозниково. В 1869 г. рядом с храмом Никольской Церкви купцами братьями Козьмой и Тихоном Ивановичами Шорыгиными была сооружена богадельня с церковью Иоанна Предтечи. Сейчас в ней находится психоневрологический интернат.

Церковь Иоанна Предтечи при богадельне, а  также каменная часовня, построенная в 1887 г. крестьянином М. Сорокиным, относились к Никольской  церкви,.

В 30-х годах прошлого столетия воинствующие атеисты разрушили часовню, церковь Иоанна Предтечи при богадельне, разрушили церковную ограду, снесли могильные плиты, сбросили колокола с колокольни и кресты. Затем здесь разместили клуб и библиотеку. Клуб просуществовал до 1968 года. Потом в церкви был склад стекловолокна, затем хранилище минеральных удобрений.

Храм входит в "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России".

В разрушенном храме можно увидеть фрагменты настенной росписи.  В советское время их закрашивали известью, но фрески проступали вновь. Сейчас за территорией храма ухаживает уроженец Хозникова В. А. Шорыгин. По периметру бывшей храмовой ограды им высажены молодые сосны, территория выкашивается, посажены цветы.

 

 

 

Село Новые Горки.

 

Троицкий храм, возвышающийся в центре села Новые Горки, был построен по заказу  Шорыгиных на средства рабочих и мастеровых фабрики. Возводили его в 1914-1916 годах московские зодчие.

Уникальность храма – в громадных окнах (по 25 квадратных метров) с южной и северной сторон, в двускатной крыше на паперти и в ощущении необыкновенного простора внутри церковного здания. Изначально наружные стены храма были выкрашены в голубой, жёлтый и зелёный цвета, а венчали здание позолоченные купола; была и колокольня. В храме размещалась библиотека.

В 1928 году храм был закрыт большевиками, имущество – иконы и книги – передали в церковь села Поповское.

Когда сносили позолоченные купола, местные жители установили внутри церкви две ванны и попытались смыть с металлической облицовки сусальное золото. Только ничего у них не вышло.

В 1953 году снесли и колокольню. Сделать это оказалось очень тяжело, немало инструментов поломалось о её стены (в качестве раствора при строительстве колокольни, равно как храма и фабрики, использовали смесь извести и куриных яиц, не говоря уж о цементе для наиболее важных элементов сооружений, привозившемся Шорыгиным из далёкой Англии).

Судьбы же почти всех рабочих, участвовавших в сносе колокольни, оказались незавидными: одни доходили до самоубийства, другие сходили с ума, третьи всю жизнь тяжело болели.

Но вот пришёл 1992 год, и жители посёлка организовали приходской совет и добились передачи храма Ивановской епархии. 9 января 1993 года в возрождённом храме был отслужен первый молебен, с тех пор приход милостью Божией живёт и укрепляется. Проводятся регулярные службы, ведётся сотрудничество с общеобразовательной и музыкальной школам.

 

 

 

Деревня Сабиново.

 

Ранее деревня называлась Задниково. Являлась административным центром Задниковского сельсовета с 1974 года. Указом Президиума Верховного Совета от 30 марта 1983 года переименована в Сабиново. 28 августа 1985 года вместе с сельсоветом передана в состав Лежневского района. С 25 февраля 2005 года стала административным центром Сабиновского сельского поселения.

Сабиново расположено в северной части Лежневского района. Расстояние до областного центра - 17 км, до райцентра Лежнево - 8км, в 3 км проходит автомобильная дорога Иваново-Москва. Площадь деревни в существующих границах – 82 га. Рельеф спокойный, с небольшим естественным уклоном в юго-восточную сторону. В восточной части понижение более значительное, перепад высот до 10м.

Не так давно был возведен Обелиск героям-землякам, павшим в боях за Родину 1941-45гг.

 

 

Село Златоуст.

 

Село Златоуст образовалось из Иневежского погоста, расположенного при речке Иневеже(приток р.Ухтохмы). в начале XVII столетия. В погосте имелась деревянная церковь в честь  Иоанна Златоуста (347-407гг.) - Константинопольского архиепископа. Прославился как знаменитый оратор, блестящий талантливый проповедник, за что и прозван Златоустом.

Златоустовская церковь была построена в 1883 году на средства бывшего члена Святого Синода протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского, при ней находилась богадельня для бедных женщин духовного звания. Храм представляет определенный интерес в области архитектуры.  Так, алтарь имеет прямоугольную форму, с небольшой абсидой в центре восточной стены, а также система соединения алтаря с храмом. Снаружи полукруглые стыки, а внутри - остроугольные скосы. Златоустовская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на государственный учет в 1973 году.

В церкви один престол - в честь Иоанна Златоуста. По имени  храма получило свое название и небольшое село, в котором он расположен. Церковь была закрыта в начале 30-х годов и долгое время пустовала. После Великой Отечественной войны в помещении храма находился склад зерна, а в начале 60-х годов помещение переоборудовали под ремонтные мастерские совхоза "Согласие". В результате такого использования помещению храма, его архитектуре был нанесен значительный ущерб. Храм несколько раз подвергался перестройке, были сняты колокола, практически разрушена колокольня. После распада колхоза в 90-е годы  помещение храма было заброшено,  и только совсем недавно  удалось получить разрешение на его восстановление.

 

Настоятелем храма и прихода с 2014 года от Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) назначен иеромонах Алексей (Лоза). 

Усилиями настоятеля и прихожан храма (людей небольшого достатка) был расчищен алтарь, восстановлены стены храма, восстановлена колокольня, установлены колокола, купола с крестами.
Каждое воскресенье в  храме служится молебен Иоанну Златоусту, возносятся молитвы о скорейшем его восстановлении храма.

В селе Златоуст также находится старинная усадьба Романовых – это подворье Свято-Введенского женского монастыря.

Замечательный ухоженный сад монастыря, живописная монастырская пасека, прекрасно сохранившаяся липовая аллея.

Тишина и спокойствие наполняет душу каждого, кто посетит этот уголок.

 

  

Село Воскресенское и его окрестности.

 

Знаменитая дача Горностаевых принадлежала  одному из братьев - владельцев ткацкой фабрики в деревне Телегино.

Расположена в селе Воскресенское у дороги, напротив храмового комплекса, окружена садом. Первоначальную основу современного строения составляют два здания, возведенные в последней  четверти  19 века.  Срубленный в лапу и обитый тесом дом, стоящий на кирпичном основании,  – пример загородного особняка в стиле модерн.

 

В центре села Воскресенское внимание привлекают скорбные руины большой и красивой церкви на обрывистом берегу Ухтохмы. Эта каменная церковь была выстроена еще при Петре I  в 1713 году и  освящена  в честь Воскрешения Господня. Потому и называлась Воскресенская. Разорена и разрушена сельская святыня в 1937 году.

 Хотя Воскресенская церковь подверглась жестокому разрушению, тем не менее,  руины и сегодня еще дают достаточно точное представление о ее прежнем облике. Выстроена она была по подобию ковчега. Ковчег символизирует церковь, совершающую по бурному житейскому морю свой путь к царствию небесному.

 Воскресенская церковь – бесспорное творчество московских мастеров. Прекрасный памятник своего времени. Поставлен храм по канонам церковного зодчества – алтарем на восток. Именно с востока ожидается второе пришествие Христа в День Суда и Воздаяния.

Архитектурные формы церкви величественны и изящны, легки и просты. От этого она казалась еще выше, стройнее, живописнее, поражая силой труда и таланта строителей. Надо полагать, щедрой и доброй души были люди, создавшие эту ненаглядную красоту.

Воскресенская церковь была замечательна не только своей архитектурой, но и прекрасным интерьером, дорогим убранством, от которого теперь почти ничего не осталось. Внутри она воспринималась высокой, светлой и просторной.

Совершенно изумительной красоты живопись покрывала стены. Картины на сюжеты библейских и евангельских событий были очень декоративны и познавательны. Сохранившиеся до сего дня на варварски изуродованных стенах остатки поблекших картин «Моление о чаше», «Уверение апостола Фомы», «Омовение ног», «Избиение младенцев» – неоспоримые свидетельства высокого уровня мастерства художников. Привлечение к работе живописцев столь высокого мастерства можно объяснить большими материальными вложениями прихожан и бывших в то время владельцев села. Ими были последовательно князья Прозоровские, графы и бароны Строгановы, князья Голицыны.

В 1751 году князь Голицын, тогдашний владелец села Воскресенского, с северной стороны на краю берегового обрыва пристроил к храму придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своим алтарем и небольшой главой над сводом.

Под полом покровского придела находилась могила блаженного Киприана, Христа ради юродивого, местными чтимого святым. Над могилой усопшего была сделана гробница для совершения панихид в день памяти его небесного покровителя Киприана 2 (15) октября.

Блаженный Киприан жил отшельником в лесу на острове реки Уводь, недалеко от устья реки Вязьмы, в семи верстах от Воскресенского и в полутора верстах от села  Петровского. Был прихожанином Воскресенской церкви. Умер в 1622 году.

Местное предание гласит, что по кончине его между крестьянами села Воскресенское и села Петровское был спор: те и другие желали похоронить у себя тело почитаемого ими отшельника. Жители Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители села Петровского указывали, что он подвизался в урочище, принадлежащее их селу. Спор этот, по сказанию одних, решился будто бы тем, что на Киприане по снятии с него одежды нашли запись, в которой он выражал желание быть похороненным в селе Воскресенском. По сказанию других,  спорившие будто бы пустили гроб Киприана в реку Уводь, и гроб его против течения прибыл в село Воскресенское.

За церковью внизу из-под горы спокон веку сочился крохотный родник, известный в округе под названием «ключик Киприана блаженного». Теперь он иссяк. Раньше у выхода родника был устроен маленький колодец для накопления воды. Вода эта у местных жителей считалась целебной, а некоторые почитали ее дороже святой.

В 1937 году Воскресенскую церковь закрыли. На куполе сломали все главы и кресты. Разбили и уничтожили иконостас и драгоценные иконы.

Воскресенская церковь являлась ценнейшим примером церковного зодчества начала ХVIII века, которому нет равных в Лежневском районе.

Вторая – Николаевская (Никольская) – церковь в селе Воскресенском построена в 1791 году в стиле русского классицизма. Храм изящно прост, лаконичен, фасады его строги, формы монументальны. Поставлен тоже на берегу Ухтохмы, но немного сдвинут от обрыва. Архитектура храма строго симметрична, выполнена в плане креста. На крыше была одна глава – символ единого Бога.

Алтарей и престолов в Никольской церкви было два: главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая,  и дополнительный – в честь Смоленской иконы божьей Матери. С 1791 года 28 июля (10 августа) - день празднования Смоленской Божьей Матери в Воскресенском приходе стал престольным праздником. Из святых икон, находящихся в Никольском храме села Воскресенского, особым почитанием пользовалась Смоленская икона Божьей Матери.

В 1937 году Никольскую церковь закрыли, а потом перестроили под сельский клуб. Сломали и сбросили главу и крест. Разбили и уничтожили иконостас, иконы, разграбили всякую церковную утварь и убранство. Дорогая, старинного письма, копия иконы Смоленской Божьей Матери пропала.

Семьдесят лет церковь была сельским клубом. Но  в 2007 году благодаря стараниям отца Алексея и по просьбам  жителей села Воскресенского здание было передано Ивановской епархии. В средней части здания сделали ремонт, соорудили иконостас и алтарь, на стены повесили иконы. Отец Алексей ведет здесь службы, на которые собираются не только прихожане села, но приезжают верующие из Лежнева и Иванова.

 

Недалеко от села Воскресенского, в селе Петровском на высоком холме уверенно стоит  храм Святой Троицы, построенный в 1790 году.

Свято-Троицкий храм села Петровского принадлежит к числу региональных памятников архитектуры XVIII века. В дореволюционных исторических источниках он упоминается как «Троицкая церковь села Петровское, что на Уводи». Расположен над долиной реки Вязьмы,  на небольшом холме северной окраины бывшего поместного села, среди остатков старого усадебного парка.

Основное кирпичное церковное здание сооружено в 1790 году на средства местного помещика, дворянина Александра Алексеевича Скрипицына. Позднее к нему была пристроена паперть-переход с входом на второй этаж и колокольня. Рядом с храмом  расположена одноэтажная кирпичная сторожка конца ХIХ века, в которой ныне находится приходская трапезная.

Свято-Троицкая церковь - интересный пример двухэтажного церковного зодчества хороших пропорций с раннеклассицистическим декором.

Перед началом Великой Отечественной войны храм села Петровского был закрыт, но осквернению и разорению не подвергался. От рук безбожников пострадала лишь колокольня, с которой были сброшены колокола и цветные витражи окон, разбитые сельскими школьниками по наущению учительницы. В конце войны в период массового открытия церквей в храме  вновь  началось богослужение.

Сейчас Троицкая церковь является действующей, в ней проводят служения, на которые приходят не только местные жители, но и гости из других поселений. Проводятся реставрационные работы.

 

 

Село Чернцы.

 

Село Чернцы расположено на берегах реки Ухтохмы в 16 км от поселка Лежнево. В старые времена село Чернцы принадлежало князьям Воротынским и называлось Чернцы-Воротынских.

Село знаменито такими историческими памятниками, как усадьба помещиков Дедловых, усадьба князей Воротынских, которая принадлежала также князьям Волконским и Митьковым.

 

При въезде в село, на главной улице расположен дом Пряхиных. Сооружен в 1907 году по заказу местного фабриканта С.И.Пряхина.  Деревянное здание, рубленное из бревен и обшитое снаружи тесом, поставлено на кирпичный подклет. По бокам главного, западного фасада, обращенного к дороге, здание имеет две позднейшие пристройки – деревянную и каменную.

Интересный образец богатого сельского дома в русском стиле, во многом напоминающего городские купеческие постройки. Отдельные элементы декора близки к стилю модерн.

 

В центре села Чернцы, на правом, круто поднимающемся берегу Ухтохмы, расположена каменная церковь, построенная в 1780 году во имя Святой Живоначальной Троицы, вместо бывшей, прежде деревянной.  

В 1833 году на средства помещика Титова и прихожан были заведены два придела в честь Владимирской иконы Божьей матери и в честь Архистратига  Божия Михаила. По сторонам трапезной - колокольня, ограда, и вероятно, сторожка  к юго-западу от храма. Все здания кирпичные и побелены. Церковь под побелкой оштукатурена. В церкви хранился крест, вставленный  в икону,  с частицами мощей Святых угодников. Крест и икона - дар помещика Титова. Главы и кресты были позолочены. Возле церкви росло много сирени.  К настоящему времени утрачена ограда,  не сохранились завершение храма и колокольни, перекрытия трапезной.

В 30 – е годы XX века церковь была закрыта. Пропала и икона с крестом, с частицами мощей Святых угодников.

По преданию, икона со вставленным в неё крестом и мощами была закопана в церковной ограде. Но до сих пор местонахождение ее неизвестно. Помещение церкви после закрытия использовалось под хозяйственные нужды (гараж, водонапорная башня, магазин). Здание разрушалось.

Летом 2000 года началось восстановление храма на средства предпринимателей. В проекте восстановления использованы материалы школьного музея. В храме ведутся Богослужения. Храм является подворьем Николо-Шартомского монастыря.

 

В 40-50-х годах ХХ столетия в Чернцах был расположен лагерь для военнопленных. Содержались в нем не только рядовые солдаты - немцы, японцы, румыны, венгры, итальянцы, но и офицерский состав. «Военнопленным №1» был в лагере фельдмаршал Фридрих фон Паулюс, который возглавлял фашистскую группировку войск под Сталинградом. Он был заместителем начальника генерального штаба при составлении плана Барбаросса. Находясь в плену, он вступил в антифашистскую организацию "Свободная Германия".

Лагерь закрыли в 1956 году. О временах существования лагеря военнопленных напоминает теперь экспозиция музея и мемориальное кладбище. Вместо крестов - гранитные плиты, на которых высечены имена военнопленных, умерших в Чернцах от болезней. Сюда часто приезжают их родственники из Германии и Японии, журналисты, иностранные туристы.

 

 

Красный остров.

 

Недалеко от села Чернцы расположено местечко Красный остров.

Свое название оно получило благодаря интереснейшему озеру, расположенному рядом. Болотное озеро примечательно тем, что по его поверхности перемещаются несколько торфяных островов, покрытых не только травяной растительностью, а целым лесом деревьев. Слово "красный" в названии пошло из-за ярко-красной расцветки островов осенью, когда поспевает клюква, а цвет листвы приобретает все оттенки красного.

Каждый может побывать в этом эпическом месте и насладиться его просторами.

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММ «Развитие туризма в Лежневском муниципальном районе на 2016-2017 гг.» (скачать)

Туристский паспорт Лежневского муниципального района (скачать)

Официальный туристический портал Ивановской области http://visitivanovo.ru/.



 

Дата создания: 11-08-2015
Дата последнего изменения: 23-06-2016
Администрация
Лежневского муниципального района
Ивановской области
155120 Ивановская область, п.Лежнево, ул.Октябрьская д.32
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *